Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья.
Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:
- ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»(далее — Закон).
- Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26«Об Утверждении СапПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее — СанПиН) (Вводится в действие с 01.09.2016 г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:
- Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
- Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
- Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.
- Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.
Организация эффективной социально-образовательной инклюзии возможна только в условиях тесного взаимодействия педагогов и специалистов службы сопровождения: учителей-дефектолога, логопеда и психолога, которые систематически обсуждают прохождения ребенком с ограниченными возможностями здоровья индивидуально-образовательного маршрута и его корректировки.
Основными задачами организации системы методической работы в ОУ является:
- Информирование кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе и последних достижениях педагогической науки и практики.
- Обучение и развитие специалистов, повышение их квалификации до уровня, необходимого учреждению.
- Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и др. деятельности членов педагогического коллектива.
- Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса: программ, рекомендаций, памяток и др.
И обязательными условиями эффективности методической работы являются: индивидуальная работа заместителя директора, методиста, руководителей методических объединений и самообразование самих педагогов.
Используются различные формы методической работы:
- Индивидуальные
- консультации;
- стажировка;
- наставничество;
- самообразование;
- работа над личной творческой темой и т.д.
- Коллективные
- методологические, теоретические семинары (доклады, сообщения);
- семинары-практикумы;
- психолого-педагогические практикумы, диспуты, дискуссии
- круглые столы, деловые игры, ролевые игры
- лектории психологов, социологов, дефектологов, логопедов и врачей;
- обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, мероприятий или их цикла;
- выставки и отчеты по самообразованию;
- обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий;
- обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению;
- педагогические советы.
Таким образом, целенаправленная работа ОУ по программно-методическому обеспечению помогают повысить эффективность инклюзивного образования.